Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж ХIХ и ХХ веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Например, были популярны концерты "музыка + свет", в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета.
Р.S. Если вы тоже
принадлежите к числу уникумов, обладающих синестезией, примите к сведению:
доктор Питер Гроссенбахер из Американского национального института ментального
здоровья ищет синестетиков для своих исследований. Электронный адрес
Гроссенбахера mailto:peter_grossenbacher@nih.gov
http://skyzone.al.ru/human/synestesy.html
Полный текст статьи Натальи Сойновой "Что такое Синестезия?"
в рубрике "Возможности сознания, творчество и гениальность" >>>
Можно ли развить синестетическое восприятие?
Елена Шугалей
Дорогие Друзья!
Читая статью Н. Сойновой о синестезии ,
вы, очевидно, обратили внимание на очень обнадеживающие факты: каждый ребенок
рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях
химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты
проявляются практически у каждого. В научных кругах существует устойчивое
мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление
скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или
генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это
убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт
доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к
продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной
практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно
развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики"
нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации
определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении,
близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную,
последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений,
"собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система
отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии,
"петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на
личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире,
так и о своем "Я", их взаимосвязи.
Из опыта ведения тренингов по
динамическому обучению и тренинга "Магия Творчества" я могу с полной
ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности
восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый
условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это
обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая
его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом
возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться
продуцировать.
Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к
восприятию более высокой системы собственного процесса сознания. В настоящее
время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу
могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет
кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки
описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие
наши способности "из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс). Синестетические
переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и
соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей
мрачностью и жесткостью ("Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу"),
именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или
нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило,
окрашено в "просторные", "летящие", "светлые", "теплые" краски и может
ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом
летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и
т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания
во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом,
воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и
всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.
Почему мы так
редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который
позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и
привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические
ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В
упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально
наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и
умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая
внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз,
скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить
внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя
расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги… Эта процедура не должна
занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и
нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное
желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным.
Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов,
приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче,
ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира,
подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда
его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент … Вы можете
поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам
объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои
действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в
непривычное для них место, "чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится
искать… Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни,
когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова,
вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами
как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией…
Когда вы
учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого
они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась
маленькая буква "е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой,
как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем
лесу… Наверное, потому что с буквы "е" начиналось слово "ель", и само это слово
такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню,
что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а "е" уже было
таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово "ель" :-). Или буква "А"
- какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает
мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук
"Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных
сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как
изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук
несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница
в вашем эмоциональном состоянии? Очень точно, пристально понаблюдайте за его
сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей
тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется
цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень
точно "градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков,
приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с
основными вебцветами :-). Что происходит с пространством - в каком случае оно
сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о
сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь,
если вы его "реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в
пространствах нашего воображения. Синестетик - не тот человек, который
отдергивает руку от листа бумаги с "горящей" буквой А, или "колючей" буквой Щ
:-),
Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы
настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое
подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же
перейти к масштабированию своего навыка.
Очень быстро, не
задумываясь, ответьте на вопросы:
Какая цветовая гамма у музыки Моцарта?
Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той
музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша
грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое
ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение,
любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам
приятно общаться? Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет
проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых
субмодальностей не последовательно, а одновременно.
Попробуйте нарисовать
любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность
использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама
пойдет рука и к какому цвету она потянется… Если у вас есть пластилин, цветная
глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню,
мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и
эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут
нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту
форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения
вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить
внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную
композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к
материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям
и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания…
Искушенному в подобных
практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих
синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли.
"Небесные" и "земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по
цвету, звуку, запаху, вкусу… Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко
трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной
воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли… Какая
музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас
ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана
и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить
с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые
необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее "Я", вобравшее в себя силы и
красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли "музыку ДНК",
оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр "ауры",
свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную
свою неповторимую голограмму чувств…
И последнее на сегодня: Радость,
которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает
озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей
гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого
упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили
верно :-).